В день, когда во многих городах России и ряда других стран, готовятся масштабные митинги и акции против нарушения прав граждан на выборах, нелишним будет вспомнить о протесте без насилия. Двадцатый век видел насилие с избытком: две мировые войны, революции, этнические чистки… Эффективность мирного протеста кажется утопией – хорошо на словах, нереализуемо на деле.
Однако такой опыт – и опыт очень успешный – существует. Ненасилием Мартин Лютер Кинг смог достичь огромных результатов в противостоянии расизму.
“Цель не в том, чтобы уничтожить противника, а в том, чтобы завоевать его любовь и понимание. Настоящей же целью является искупление и примирение. Конечная цель ненасилия – в создании достойного общества, тогда как насилие может породить лишь трагедии и горечь.
Действия направлены против самих сил зла, а не против конкретных людей, которые оказались его носителями. Ненасилие борется со злом, а не с теми, кто стал его жертвами.
Готовность принять страдания, не думая о возмездии, и готовность принимать удары и не отвечать ударом на удар. Сторонник ненасильственного сопротивления принимает насилие, если так складываются обстоятельства, но никогда не порождает его. Он не уклоняется от тюрьмы. И если тюремное заключение неизбежно, он принимает его «с радостью жениха, входящего в спальню невесты».
Исключается не только всякое внешнее физическое насилие, но и внутреннее насилие над духом человека. Сторонник ненасилия не только отказывается убивать своего противника, он отказывается и его ненавидеть. Краеугольным камнем этой политики является любовь.
Было бы нелепо ожидать от угнетенных, что они будут нежно любить своих угнетателей. Мы имеем в виду любовь как понимание, добрую волю к искуплению. Агапе – любовь бескорыстная. Это такой вид любви, при котором человек стремится делать добро не для себя, а для других. Агапе не различает людей на хороших и плохих, нужных ненужных, для нее не важны личные качества человека. Это любовь к людям ради них самих. «любовь к ближнему в высшем своем проявлении, где каждый человек «ближний» нам. Отвечая ненавистью на ненависть, я разрушаю свою личность, ведь человек может быть личностью только в обществе. Брукер Т. Вашингтон был абсолютно прав, призывая: «Не позволяйте никому опустить вас до ненависти. Ненавидя человека, вы работаете против общества, бросаете вызов мирозданию и тем самым разрушаете собственную личность.
Мировой порядок находится на стороне справедливости. Из этого вытекает наша уверенность в будущем. Это, в свою очередь, помогает нам принять страдания, не думая о возмездии. Мы верим: мы не одни в нашей борьбе, за нас вся вселенная.”
По материалам статьи на сайте Православие и мир
“не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение. Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей; уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему”
1 послание Петра 3:9-11