“В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.
Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.
Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,
а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неёИ вместо радости, вместо живого общения с Богом в ее сердце рождается глухое раздражение на сестру, она готова уже бросить упрек в лицо Господа.” Лука 10:38-42
История о посещении Иисусом Христом дома Марфы и Марии, следующая сразу за притчей о добром самарянине, рассказывается Евангелистом Лукой для того, чтобы привлечь наше внимание к первой части этой великой заповеди: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим…». И именно как пример, живую иллюстрацию исполнения этой заповеди любви к Богу мы и будем рассматривать сегодня историю, произошедшую в Вифании, маленьком селении, расположенном в окрестностях города Иерусалима.
И Мария и даже Марфа, которая кажется в этой истории кругом неправой, и та и другая раскрывают перед нами, что значит любить Бога.
На первый взгляд, мы сталкиваемся с обычной семейной неурядицей. Старшая сестра выбивается из сил, стараясь накормить, устроить праздник для дорогого, долгожданного Гостя. Даже имя у нее отражает характер. В переводе с арамейского языка Марфа означает «хозяйка». Мария же, сестра ее беззаботно сидит у ног Иисуса слушая Его голос и казалось бы игнорируя труд своей сестры. Все просто. Но эта простота обманчива.
«Марфа… заботилась о большом угощении», читаем мы в сегодняшнем Евангелии. Слова, вызывающие уважение. Но, то слово, которое переведено в наших русских изданиях Библии как «заботилась», «заботилась о большом угощении», может быть переведено с греческого языка и выражением «была отвлечена». То есть Марфа, как и Мария хотела слушать Господа, так же сесть у Его ног, чтобы не потерять, не растратить на суету те краткие мгновения, которые Господь проводил у них дома. Но, желание устроить праздник, жажда действий, не умение вовремя остановиться, отвлекли ее от того, что было действительно важно тогда, в тот вечер, когда в их доме остановился Иисус. Поесть и попраздновать еще будет время. Сейчас важно слушать, важно остановиться. Но она не может.
Недавно мне попалась на глаза история, произошедшая с «отцом» ядерной физики, профессором Резерфордом. Однажды вечером Резерфорд зашел в лабораторию, в которой, не смотря на позднее время увидел своего ученика склонившегося над приборами. – Что вы делаете так поздно? – спросил профессор. – Работаю – последовал ответ. А что вы делаете днем? – Работаю, разумеется – вновь ответил ученик. И рано утром тоже работаете? – Да, профессор, и утром работаю, – подтвердил ученик, видимо рассчитывая на похвалу из уст прославленного ученого. Резерфорд же помрачнел и раздраженно спросил: – Послушайте, а когда же вы думаете?
Нечто подобное происходит и с нами. Так и хочется перефразировать великого физика и воскликнуть: «друзья, а когда же мы молимся, когда в этой суете находим мгновения, чтобы просто побыть у ног Иисуса, послушать Его голос?» Ведь как часто, подобно Марфе мы занимаемся чем угодно, кроме того, что действительно нужно.
И если эта история, произошедшая в Вифании почти две тысячи лет назад, иллюстрирует, раскрывает перед нами заповедь «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем, всей душой, всей крепостью, всем разумением». То, давайте спросим себя, а что наполняет наше сердце — кастрюли и сковородки, как у Марфы? Может быть карьера? Или еще что-то? Чем наполнено наше разумение? На что уходит вся наша крепость?
Не забываем ли мы, что любить — это значит хотеть быть рядом с тем, кого любишь! Уподобляться Марии, севшей у ног Иисуса, когда Он вошел в их дом.
Но, размышляя над этой Евангельской историей, хочется сказать несколько слов и в защиту Марфы. Ее труд необходим, без ее заботы жить стало бы грустно. Марфы незаменимы! Единственное, в чем ошиблась эта любящая, глубоко верующая женщина, так это в том, что не смогла вовремя остановиться. Не смогла, поглощенная заботами найти то время, которое можно провести в тишине и покое, то время, которое нужно подарить, пожертвовать Богу. И если по складу характера вы Марфа, то помните как важно иногда заставлять себя останавливаться, быть рядом с Господом, переживать Его присутствие, хотя так и подмывает что-нибудь сделать. Боритесь! «Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно».
Давайте внимательно посмотрим на Марфу, а точнее прислушаемся к тому, что она говорит:
«Господи!», восклицает она, обращаясь к Иисусу Христу, «или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне» (Лук.10:40).
Очень смелые слова. Она бросает в лицо Господу упрек. Она указывает Ему что делать!
И Господь не осуждает ее. Его ответ исполнен кротости, терпения, любви. Он мягко поправляет ее, указывает на ошибку.
Современные Марфе и Марии иудеи не смели приблизиться к Богу, не смели говорить с Ним откровенно, искренне, они поклонялись Ему, но как-бы на расстоянии. Он был словно сокрыт от них завесой. Здесь же это расстояние неожиданно исчезает и Господь оказывается близок. Перед Ним мы можем открыть свое сердце, говорить Ему все, и что гнетет нас и что радует, к чему мы стремимся, о чем мечтаем, о чем переживаем.
Это и есть любить Господа всем сердцем. Когда мы, подобно Марфе не утаиваем от Него ничего, когда в душе нашей не остается темных, сокрытых мест, когда мы пускаем Его в свою жизнь.
Это и есть любить Господа всею крепостью и всею душой и всем разумением, когда подобно Марии мы стараемся быть у ног Иисуса Христа, готовые слушать, возлагать все упование лишь на Него. Аминь.
пастор Михаил Иванов