Настал же тогда в Иерусалиме праздник обновления, и была зима.
И ходил Иисус в храме, в притворе Соломоновом. Тут Иудеи обступили Его и говорили Ему: долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо. Иисус отвечал им: Я сказал вам, и не верите; дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне. Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам.
Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего. Я и Отец – одно. Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его. Ев.Иоанна 10:22-31
В тот день, о котором о котором повествует только что услышанное нами Евангельское чтение из десятой главы Евангелия от Иоанна, в Иерусалиме была зима. Шел месяц Хислев, соответствующий нашему декабрю. Люди, пришедшие в храм для поклонения Богу собирались в крытых галереях, защищающих от холодного ветра. Но, не смотря на плохую погоду в эти дни в храме было многолюдно. Паломники приходили со всей Палестины, чтобы принять участие в празднике Обновления, или Хануки. Это торжество было установлено Иудой Маккавеем почти за сто шестьдесят пять лет до Рождества Христова. В честь праздника весь храм был заполнен огнями. Свет горел и в окнах иудейских домов. Израилитяне вспоминали как почти два века назад им удалось отвоевать захваченный сирийцами город Иерусалим. Оскверненный сирийским царем Антиохом Епифаном храм был заново освящен, в нем вновь стали совершаться богослужения.
И вот среди благоговейной радости, среди праздничных огней, в притворе Соломоновом, Иисуса окружает группа иудеев, желавших выяснить для себя, наконец, кто же этот загадочный Проповедник и Чудотворец из Назарета. Для них сейчас это особенно важно, потому что в праздник Хануки, когда вспоминались славные победы прошлого, в сердцах в сердцах израилитян, живущих под властью Римской империи, просыпалась надежда, надежда, что может быть и сейчас, может быть и сегодня, как и в прошлом, они смогут свергнуть с себя иго захватчиков, смогут вновь обрести независимость. Они ждали Христа, они желали, чтобы Он пришел в их жизнь, но ждали они Христа — завоевателя, ждали они политического вождя, воина, того, кто принесет им благоденствие здесь и сейчас.
«Долго ли Тебе держать нас в недоумении?», восклицали люди, собравшиеся вокруг Иисуса. «Если Ты Христос, скажи нам прямо».
Но ответ Иисуса заставил слушавших Его иудеев броситься искать камни. Как раскат грома прозвучали тогда слова Иисуса: «Я сказал вам, и не верите… Я и Отец — одно». Они ждали воина, царя. Но они не были готовы к такому ответу. В Иисусе перед растерянной группой иудеев открылся Всемогущий Бог, словно на мгновение был отодвинут покров обыденности и в глаза им ударил нестерпимо яркий луч света. Если Он действительно Тот, Кем Себя только что назвал, то вся их жизнь, столь привычная, хотя и тяжелая, рушилась и созидалась вновь в совершенно иной форме. Шагнуть навстречу Этому, казалось бы, столь обычному Человеку, поверить, и склониться перед Ним, как перед Богом, или же не дать Ему войти в свою жизнь, оттолкнуть Его. Ведь признав, поверив, увидев, придется менять так много, и прежде всего свое сердце, саму жизнь свою. В тот день люди потянулись за камнями, чтобы побить ими Иисуса. Просто отойти от Него, отмахнуться и забыть они не могли. Либо признать Его своим Богом, пойти за Ним, либо ожесточиться, стать Его врагами. Они избрали второе.
Это был декабрь двадцать девятого года.
Менее чем через год, в апреле тридцатого, святой апостол Фома, несправедливо называемый «неверующим», с трепетом опустится перед Иисусом на колени со словами «Господь мой и Бог мой». Перед ним будет стоять Воскресший, разорвавший узы смерти, но сохранивший на теле своем следы Крестных страданий.
Приход в мир Спасителя, Господа зачатого от Духа Святого, рожденного от Марии Девы, как мы исповедуем в Символе веры, разделил этот мир надвое.
С одной стороны люди, замершие с камнями в руках, с другой же святой апостол Фома и многие, многие другие, кого Иисус назвал в сегодняшнем Евангелии «Своими овцами».
пастор Михаил Иванов