Расскажи, как появилась идея выставки?
–Как это обычно бывает – после телефонного звонка. Меня пригласила участвовать в организации выставки Аня Докучаева. Идею мы начали обдумывать еще летом. Это наш первый совместный художественный проект и мы не ставили цели, чтобы он всем понравился, но я знала, что это будет безумно интересно!
Кто из художников участвовал?
–Знаешь, замечательные люди! А главное, талантливые – Алёна Кайянен и Аня Докучаева, студенты Худ. Академии им. Штиглица, видеооператор Маша Дмитриева и Наталья Цветкова, преподаватель Худ. Академии им. Штиглица. Алёну и Аню я уже знаю много времени, но когда я впервые увидела их работы, то поняла, что я оказывается их совсем знаю. Меня заворожили цвета, фактура, настроение. И захотелось показать их остальным, а это главное. Маша Дмитриева традиционно придумала отличный мультфильм про Рождество совместно с детьми из воскресной школы. Дети его озвучивали, очень трогательно получилось. Так же Маша сняла видео для инсталляции «Зимний лес» Натальи Цветковой. Инсталляция по своим масштабам и производимому эффекту стала центром всей выставки.
Легко было организовать выставку в церкви?
–Бывало по-разному. Это увлекательный процесс. Нельзя забывать, что над проектом работала целая команда. Им большое спасибо – в первую очередь! Это и Василиса с Ксюшей Кузьминой, и терпеливый Степа Петров, наш пастор Михаил Иванов, Аня Докучаева, Надя Савицкая! Что касается меня, то меня иногда приглашают помогать в организации выставок вне церкви
(в городских проектах). В таких выставках участвуют профессионалы своего дела, которые много лет занимаются подобными художественными проектами и работается с ними интересно. Хотя и там бывают накладки. Но в церкви «и стены помогают», тут всё родное, чувствуешь себя как дома. Нам работалось очень весело и спокойно! Практически всё сделали своими силами и без финансовых затрат. Не закупали рамы для картин, не печатали фотографии, аппаратуру брали на время у друзей или договаривались с приходом.
Ты работала уже в церкви, в журнале «Церковь Ингрии». Помнишь те времена?
–Да, это было интересное время. Когда-то я очень хотела работать в церкви. И когда предложили эту работу, мне, конечно, было страшно. Но любая творческая работа увлекает. Когда бывало сложно, помогали мои верующие друзья, священники церкви. Работа в журнале «Церковь Ингрии» была полезным для меня этапом. Я работала с талантливыми людьми и благодарна Богу за всё.
Чем ты занималась тогда в журнале?
–Всем понемногу. Была и секретарём, и фотокорреспондентом журнала, выпускающим редактором детского журнала «Для тебя». Было хорошо, интересно придумывать всё «от» и «до». Многому научилась, многое узнала.
Расскажи, какая «молодёжка» была в твое время? Чем вы занимались?
–Пели в хоре, ездили в христианские лагеря, вели воскресную школу – стандартно. С молодёжью мы проводили много времени. Так же вместе ездили кататься на горках, летом устраивали пикники на озере, позже уже организовывали сами молодёжные лагеря, ездили в детские дома общаться с детьми, посещали пожилых прихожан нашего прихода. Мы были очень активны. Постоянно ездили друг к другу в гости, к нам приезжали друзья из разных приходов. Мы тогда общались с молодёжью всей Церкви Ингрии. Тогда было очень много идей. Родился проект «Белые ночи», «Темные ночи», проводилась месса Тэзэ, молодёжное богослужение, месса Св. Фомы и многое другое. Многие мечтали быть миссионерами.
Нам очень повезло с нашим молодёжным работником Татьяной Шадруновой. Она нас постоянно духовно поддерживала в этот непростой этап нашей жизни. И время тогда было тяжелое. Она находила сил для каждого из нас. Мы были все такие разные, и она нас объединяла. Мы часто вспоминаем с благодарностью те времена.
Тогда вся моя жизнь была связанна с церковью. Все мои друзья были там. Мы и до сих пор все общаемся! Нас связывает нечто большее, чем просто «дружба».
Помню, возвращаясь из какой-нибудь молодёжной поездки к повседневной жизни часто возникала какая-то пустота. Может, кому-то это знакомо… Как будто бы наоборот не вернулась домой, а уехала из дома. С одного полюса на другой.
В церковь ты пришла уже верующим человеком?
–Думаю, что нет. Вера пришла позже. Я начала ходить в воскресную школу. Это было очень трогательно. Хорошо помню эти ощущения и пространство церкви, которое было разделено тогда ещё этажами бывшего общежития в церкви. Моим учителем была Наталья Кирилова, которая до сих пор остается моим другом.
Но после работы в церкви и активной молодёжной жизни, я помню, что ты редко появлялась в церковной среде.
–Да, был период, когда я избегала участвовать в церковной работе. Я не чувствовала, что мне это было интересно, что я нужна была в то время. Помнишь, что не раз поднималась тема о том, что для людей, которые переросли молодёжный возраст, нет никакого служения в церкви? Или мы сами не можем по каким-то причинам найти своё место. Но я с радостью оказывала помощь в молодёжных лагерях, на церковных праздниках. Иногда я чувствовала, что мне необходимо быть в церкви, но бывало полезно ее оставить. Многие знают, что если не появляться в церкви месяцами это затягивает. Но разлука с Богом чувствуется всегда. Несомненно, это влияет на духовную жизнь.
Не могу представить себе такое, что я когда-нибудь навсегда потеряю веру, забуду дорогу в свой приход. Для меня это непостижимо. Нельзя раз и навсегда отказываться от Спасения.
Для меня сейчас важно, что я могу придти в свой приход и почувствовать всё родное. Представлять, что и в старости буду сидеть на одной из этих церковных скамеек.
Этот год юбилейный для Церкви Ингрии. Как думаешь, эти скамейки простоят еще лет 100?
–Уверена, простоят даже дольше! А я задумалась недавно, о том, что мы ведь даже не знаем и десятка простых прихожан, которые на протяжении 400 лет были созидателями наших церквей. А ведь за нашими спинами столько поколений, которые хранили, оберегали, укрепляли церковь. Как можно просто уйти и всё это оставить?
Праздник 400-летия даёт возможность ещё раз задуматься о милости Божьей.
Статья опубликована в журнале Выбор 1/2011